Украина: где деньги?

Павел Кухмиров 4.12.2020 16:30 | Политика 191

Фото: yandex.ru

Взаимоотношения страны, находящейся под внешним управлением, с международными структурами, это управление осуществляющими, напоминают бесконечное перетягивание каната.

Изъявляя покорность управленцам, их при этом постоянно проверяют на предмет слабины и пытаются если не вывернуться, то максимально комфортно устроиться.

Как в старом мультфильме про бегемота, которому под шкуру насыпали хлебных крошек.

Этот процесс неизбывен. Хотя, речь, разумеется, идёт о правящей элите этой страны. Для самой же страны куда более актуальны другие вопросы, например, выжить.

Украина вновь переживает сложности из-за очередного резкого охлаждения отношений с курирующими товарищами из МВФ и других международных структур.

Это было вызвано рядом действий киевских элит, направленных, если уж называть вещи своими именами, на то, чтобы сделать свой поводок менее коротким.

Речь, разумеется, в первую очередь идёт об известных решениях конституционного суда, которые, по мнению Запада, «ухудшили положение по борьбе с коррупцией». Это стало первой и наиболее манифестируемой причиной приостановления МВФ сотрудничества с Украиной. Но не единственной.

Вторая причина — несоблюдение Украиной требований МВФ по ограничению дефицита бюджета (в проекте бюджета на следующий год дыра на 2% больше, чем они требуют).

И третья причина — не приняты изменения в закон о банковской деятельности.

Киевские власти здесь пытаются сослаться на то, что, мол, «процесс пошёл» и «законопроект зарегистрирован», но понятно, что они попросту тянут время, а МВФ вполне определённо настроился на непонимание подобных шуток.

При этом часть требований Украина выполнила (запуск рынка газа, работа налоговой и таможни как единых юрлиц). Но торговаться по поводу остальных предписаний МВФ совершенно не настроен.

В итоге не только приостановлено выделение очередного кредитного транша, но и отказано в запрошенном чрезвычайном финансировании, о чём пару дней назад сообщил украинский министр финансов, г-н Марченко.

В связи с этим на Украине вновь осторожно поднимается вопрос о том, можно ли обойтись без кредитов МВФ в принципе. Точнее сказать, без западных кредитов, ведь сотрудничество или не сотрудничество с фондом является маркером для других финансовых структур коллективного Запада, таких, как Международный банк и ЕБРР.

Если сложить то, что Украина хочет получить ещё и от них, то речь пойдёт уже не о 700 миллионах (очередной транш МВФ), а о 2 миллиардах, что делает положение Украины ещё более печальным.

Имеет смысл задаться вопросом, для чего кредиты Украине нужны вообще.

С чисто экономической точки зрения причин две. Первая и самая типичная для подобного рода стран: взятие кредитов для погашения платежей по предыдущим кредитам. Здесь без комментариев.

Но основная причина в том, что у Украины весьма существенный бюджетный дефицит, который официально равен 298 млрд. гривен.

Правда, ряд экономистов утверждает, что реальный дефицит меньше и равен 160-170 млрд. Но за 10 месяцев было умышленно недофинансировано более 90 млрд., причём из них 28 млрд. — по линии Минздрава, что говорит о многом в период пандемии.

По мнению некоторых украинских экспертов, если такая политика будет продолжаться, то отсутствие транша не особо критически ударит по стране. Как минимум, курс доллара не пострадает.

Но вот если бюджет реально выйдет на заложенный в нем дефицит в 298 млрд. (а к тому всё идёт), тогда ситуация может резко ухудшиться, и тогда задачу, где взять деньги, решать всё равно придётся.

Итак, где деньги?

Очевидный путь сейчас активно озвучивается: это выпуск ОВГЗ на необходимую сумму.

Но, во-первых, в свете конфликта с МВФ, на них может просто не найтись покупателей, так как даже для международных финансовых спекулянтов это довольно дурной знак. А во-вторых, строительство «пирамид» такого рода никогда ничем хорошим не заканчивалось, и это понимают даже на Украине.

В лучшем случае это лишь отсрочит неизбежное, а деньги всё равно придётся где-то находить. И наступит такой трогательный момент уже весной, когда придёт время выплачивать кредиторам компенсацию за списанные в 2015 году 3,8 млрд. долларов госдолга. Тогда придется даже задействовать золотовалютные резервы, а если прибавится ещё и дополнительная нагрузка, то дефолт для Украины окончательно станет реальностью.

Далее — внутренние резервы. Таковых не так уж и много. Прежде всего, это эмиссия гривны.

Хоть НБУ и отказывается это делать, но Минфин такой вариант предлагает. А может быть, ещё и скрытая эмиссия гривны через рефинансирование банков под 6% и последующий выкуп этими банками тех же ОВГЗ уже под 10%.

Есть еще повышение акцизов, сборов, налогов. Но в условиях нынешнего кризиса такое лишь ухудшит ситуацию в экономике. То же самое – урезание расходной части бюджета. В первую очередь тогда придётся отказаться от любого повышения зарплат, что в теперешней обстановке может просто добить население.

Разумеется, существует ещё и привлечение средств на внешних «свободных» рынках. Это дороже, чем кредит МВФ. Но и здесь, если нет сотрудничества с МВФ, то львиная доля потенциальных инвесторов заведомо отойдёт в сторону.

Но есть ещё и другие варианты. Например, Китай, который не предъявляет никаких политических требований бонусом к своим кредитам. У которого много денег и который интересуется Украиной довольно давно и активно. Речь идет, прежде всего, о кредитах под поставки сырья — железной руды или зерна, в которых нуждается мощная экономика Поднебесной. Подобные кредиты, в отличие от займов на внешних финансовых рынках, куда более дешевые – они даются под 2-5% годовых.

Но речь уже идёт не только о Китае.

В середине ноября 2020 года на мировой экономической карте появилось новое крупное международное объединение: Китай и еще 14 стран, включая Японию, Индонезию, Южную Корею итд. Ими было подписано соглашение о «Всестороннем региональном экономическом партнерстве» (ВРЭП). От них по подобной схеме Украина потенциально может получить до 25-30 млрд. долларов.

Есть два момента, в свете которых эта картина выглядит отнюдь не замечательно.

Прежде всего, в качестве кредитора Китай уже показал себя, как невообразимо алчный империалистический хищник, деятельность которого в Латинской Америке буквально ломала через колено целые страны, такие, как Эквадор.

Да, политических требований Китай не предъявляет. Но зато предъявляет экономические, делая должников в буквальном смысле своими рабами. И в этом плане Китай не многим лучше МВФ.

Ну а во-вторых, очевидно, что сотрудничество с МВФ во многом носит вовсе не экономический характер. Это часть той самой системы внешнего управления. Элемент вассальной зависимости украинской державы от её «старших товарищей».

Есть серьезные сомнения, что Украине позволят вот так просто пересесть на другой сук. Тем более на китайский.

Она ведь уже пыталась. Причём куда более серьёзным образом, чем теперь.

Было это при Януковиче.

Чем всё в итоге закончилось, полагаю, напоминать не нужно.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора