Общество идет по следу

Канал «Аксиома» 9.08.2016 19:17 | Общество 40

Сегодня в Новосибирске состоялась пресс-конференция общественных активистов и представителей Новосибирского областного общественного фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» на тему хищений и оказания некачественных услуг населению при попустительстве и злоупотреблениях со стороны городских и областных властей.

На пресс-конференции прозвучали доклады по результатам мониторинга ситуации в следующих сферах:

1. Поставки топлива и ГСМ муниципальным предприятиям по госконтрактам.

2. Поставки песка для обработки дорог пескосолевой смесью в зимний период.

3. Поставки продуктов питания детским образовательным учреждениям (школам и детским садам).

Мониторинг поставок топлива и ГСМ показал, что большинство муниципальных предприятий снабжается некачественным топливом с повышенным содержанием серы (превышение от 10 до 200 раз), низким октановым числом и другими отклонениями от нормы. Некачественным топливом снабжаются предприятия городского транспорта, скорая помощь, автопарки ведомств, включая МВД и ФСБ.

В результате происходит загрязнение воздуха в мегаполисе, сокращается срок службы двигателей, что ведет к прямым убыткам, а поставщики получают сверхприбыль от продажи печного и судомоторного горючего под видом дизельного топлива и бензина.

Одна из АЗС специализируется на подобных поставках и выигрывает конкурсы на протяжении нескольких лет. Но источников некачественного топлива достаточно много и проблема не сводится к контрактам с одной недобросовестной АЗС.

Муниципалитет не осуществляет проверок топлива и не пользуется своим правом требовать от поставщиков добросовестного исполнения контрактов. В этой пассивности городских и областных властей просматривается заинтересованность в сохранении текущей ситуации, называя вещи своими именами — коррупционная составляющая.

Правоохранительные органы не имеют полномочий вмешаться в ситуацию ввиду того, что городские и областные власти как заказчики не подавали жалоб на хищение средств или неисполнение контрактов. Формально контракты исполнены, пострадавших (заявителей) нет.

Мониторинг поставок песка для обработки дорог пескосолевой смесью в зимний период выявил несоответствие характеристик требованиям стандарта, в результате чего на дороги попадали тысячи тонн пыли и мелкий щебень. Пыль на дорогах по окончании зимы приводила к возникновению пылевых бурь. Щебень портил покрышки, лобовые стекла и фары.

Усилия активистов привели к тому, что муниципалитет дважды сменил поставщика песка и в настоящий момент городу поставляется песок надлежащего качества. Каждая партия песка теперь проходит проверку.

Мониторинг поставок продуктов питания детским образовательным учреждениям (школам и детским садам) выявил масштабные хищения. При объеме закупок около 8 миллиардов рублей в год размер хищений за счет поставки продуктов ненадлежащего качества оценивается в 3 миллиарда рублей.

Однако проблема не ограничивается хищениями. Ряд продуктов, поставляющихся в школы и детские сады вредит здоровью детей. В продуктах обнаружена соя и пальмовое масло, в мясных продуктах — фрагменты кишечника животных. Молоко поставляется из других областей России, в то время как местные поставщики не получают заказы на поставку свежего молока.

Большую часть поставок осуществляют несколько организаций. При этом система тендеров обходится методом заключения контрактов на суммы менее 100 тысяч рублей (такие контракты по закону не требуют проведения тендера). Для осуществления поставок заключаются тысячи одинаковых контрактов с одними и теми же организациями, при этом сумма каждого контакта находится в пределах 100 тысяч рублей, таким образом формально закон соблюдается.

Как и в случае с поставками некачественного топлива, ни городские власти, ни школы претензий поставщикам не предъявляют, поэтому правоохранительные органы не имеют оснований для вмешательства в хозяйственные отношения двух субъектов, не имеющих претензий друг к другу.

Докладчики отметили, что сложившаяся ситуация не уникальна для Новосибирска и области, она в большем или меньшем масштабе существует во всех или почти во всех городах и регионах России.

Добросовестные поставщики, фермеры, как правило не могут предложить свой продукт либо потому, что не способны конкурировать по цене с суррогатом, либо просто не допускаются до закупок, как в случае с множественными контрактами на суммы менее 100 тысяч рублей, когда государственное предприятие может произвести закупку без проведения тендера, выбрав поставщика напрямую.

Общественные активисты отметили, что некоторые чиновники идут им навстречу и помогают в проведении проверок и замене недобросовестных поставщиков, но это скорее исключение. Чаще всего должностные лица занимаются отписками, перекладывают ответственность друг на друга, либо просто отказываются от взаимодействия, категорично заявляя, что у них все в порядке.

В ходе пресс-конференции были названы фамилии, приведены факты, результаты экспертиз, ответы правоохранительных органов.

Общий вывод, который сделали докладчики — система хищений, злоупотреблений и попустительства при госзакупках создана на федеральном уровне, федеральное законодательство допускает все выявленные нарушения, механизм контроля и устранения нарушений в законодательстве отсутствует. Не существует органа, который мог бы эффективно вести проверки и привлекать к ответственности городские и областные власти, допускающие хищения при поставках по госзакупкам.

При существующей системе госзакупок только активные граждане, общественники могут выявлять нарушения, предавать их огласке и пытаться повлиять на городские и областные власти, взывая к совести чиновников и поставщиков. Насколько это эффективно — можете судить сами. Более эффективных механизмов просто нет.

Обычные покупатели в магазинах могут проверять состав, производителя и срок годности товара. А если сохранить чек, то некачественный товар можно вернуть уже после покупки. Автолюбители, заправляющие своих железных коней на АЗС, всегда могут потребовать паспорт качества топлива, который должен быть не старше 5 дней. Да и вообще, покупатель может выбирать магазин, продукты в котором его устраивают в наибольшей степени. Точно так же автолюбитель может выбирать АЗС, которая не была замечена в бодяжном топливе.

К слову, в Новосибирске одна из немногих сетей АЗС, к которой не возникло претензий в ходе проверок — это Газпромнефть. К АЗС сети Лукойл претензии были, при этом в ходе проверки выяснилось, что в Новосибирской области Лукойл является франшизой и под его маркой работает местная компания, торгующая топливом неясного происхождения.

Городские и областные власти, как и обычные покупатели, должны проверять качество продуктов, поставляемых по контрактам. И не только продуктов питания и топлива, но также всего остального. Должны требовать от муниципальных предприятий производить такие проверки и по фактам нарушений разрывать контракты с недобросовестными поставщиками, обращаться за компенсациями убытков, подавать иски в арбитражный суд. Должны, но они этого не делают. И причина здесь может быть только одна — заинтересованность в дальнейшей работе с недобросовестными поставщиками. И заинтересованность эта почти наверняка личная и материальная.

Докладчики отметили, что передавали результаты проверок в местное отделение ОНФ, но на данный момент «фронт» не оказал им содействия. Как и местное отделение КПРФ, член которого занимает пост мэра Новосибирска.

Наоборот, после некоторых проверок и попыток отменить контракты с недобросовестными поставщиками в адрес активистов поступали угрозы. Очевидно, что с доходом порядка 3 миллиардов рублей в год от хищений в сфере поставок продуктов питания в школы, а также с доходом от поставок некачественного топлива и ГСМ дельцы отказываться не готовы.

Но активисты обещали не прекращать свою деятельность, несмотря на бездействие одних и противодействие других.

Доклады в ходе пресс-конференции зачитали:

Владимир Кириллов,

Алексей Носов,

Евгений Митрофанов,

Ростислав Антонов (Гражданский патруль)

Полностью видео пресс-конференции и материалы проверок будут опубликованы на аккаунтах докладчиков в сети Фейсбук, на сайте Гражданский патруль (civilpatrol.info) и в сообществе Инфонарод (infonarod.ru).

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора